Адрес: г. Екатеринбург, Окружная 12, офис 4

Режим работы: пн-пт: 9:00–19:00, сб: 09:00–17:00, вс: выходной

Контактная информация

+7 (343) 317-99-01

Перезвоните мне

Nokian официально призналась в многолетнем манипулировании результатами шинных тестов

29 февраля 2016

На этой неделе финский портал Kauppalehti опубликовал материал, ставший причиной скандала в шинной отрасли, который уже сравнивают с фольксвагеновским «дизельгейтом». Издание из своих источников получило достоверные данные о том, что финская Nokian в течение нескольких лет предоставляла для тестов различных журналов модифицированные шины, чтобы они побеждали в испытаниях и таким образом увеличивали ценность бренда и стоимость акций компании.

По словам источников Kauppalehti, компания намеренно вводила потребителей в заблуждение. «Когда тестировались шины, купленные в обычном магазине, они не могли победить. Такой риск компания не могла себе позволить», - заявил один из собеседников издания.

Kauppalehti пишет, что Nokian активно использовала многочисленные победы в тестах в своих рекламных материалах для того, чтобы оправдывать перед дилерами повышение средней стоимости своих шин, а держатели акций были заинтересованы в манипуляциях, поскольку они увеличивали их прибыль. «Ни одно из объяснений по поводу роста цен не имело веса, если не было подтверждено победами в тестах, - пишет портал. - В России и других странах первые места были крайне важным условием».

По данным издания, систематические подтасовки начались в период, когда во главе Nokian стоял предыдущий генеральный директор Ким Гран (Kim Gran), который ушел с этого поста в сентябре 2014 года.

По данным Kauppalehti, победы в шинных испытаниях со временем превратились в сотни миллионов евро дивидендов, а доходы от побед могли превышать годовой оклад топ-менеджера. Kauppalehti также пишет, что к выступлениям в тестах была привязана система начисления бонусов, поэтому искажение результатов испытаний стало регулярной практикой.

«Когда компания находилась под руководством Кима Грана, манипуляции с тестами привели к устойчивому росту стоимости акций, - заявил Kauppalehti эксперт в области бизнес-юриспруденции. - Ответственность совета директоров Nokian - это очень интересный вопрос, и власти должны изучить эту ситуацию».

Kauppalehti делает вывод, что регулярные манипуляции начались в 2005 году, после чего благодаря отличным выступлениям шин Nokian в различных тестах, компания начала заметно быстрее укреплять свои позиции на рынке. «Этот пузырь рано или поздно должен был лопнуть, и это произойдет, когда подтасовками заинтересуются официальные власти, - сказал изданию один из сотрудников компании на условиях анонимности. - Если в каком-то из журналов шины не показывали желаемых результатов, нам тут же напоминали о стоимости акций. Нам говорили прямо в лицо, что из-за нас компания упустила прибыль. Если же шины занимали высокое место в тесте, объявлялся новый опцион на акции».

По данным Kauppalehti, о поставках модифицированных шин, которые позволяли искажать результаты тестов, знало лишь ограниченное число людей, но со временем информация становилась более широко известной. Для создания специальных версий шин для тестов изготавливались новые пресс-формы, которые подготавливались в крайне сжатые сроки. Шины производились из улучшенных материалов и существенно отличались от тех, что находились в серийном производстве.

В своих рекламных материалах Nokian указывает, что ее шины побеждали в тестах таких журналов, как Vi Bilägare, Tuulilasi, «За рулем», Auto Zeitung, Teknikens Värld, Auto Motor und Sport и т.д., и теперь все результаты этих испытаний оказались под вопросом. Kauppalehti добавляет, что анализ результатов тестов показал, что в последние годы зимние шины Nokian семейства Hakkapeliitta победили в 25 журнальных тестах.

Подобные разоблачения появлялись в прессе и раньше, но на этот раз ситуация отличается, поскольку обвинения были признаны оправданными, и заявил об этом нынешний генеральный директор Nokian Ари Лехторанта (Ari Lehtoranta). По его словам, в прошлом подобные манипуляции действительно имели место - к примеру, для тестов были модифицированы шины Nokian Hakkapeliita 8 - но «теперь компания изменила свою политику и больше не производит шины специально для тестов».

По его словам, Nokian «на протяжении многих лет подбирала шины, которые бы точно заняли высокое место в тестах». В то же время г-н Лехторанта подчеркнул, что «в настоящее время журналы покупают шины в магазинах». «Мы даже не знаем, где они будут приобретать шины, так что теперь манипуляции результатами абсолютно невозможны», - заявил он.

Позже г-н Лехторанта и вовсе сделал сенсационное заявление, сказав, что на самом деле при проведении шинных тестов «мошенничают все или почти все», и что у Nokian «не самая худшая репутация в этом отношении».

На публикацию в Kauppalehti тут же откликнулись сами журналы, проводящие тесты, и, к примеру, финский Tekniikan Maailma прямо заявил, что для него «новости о подтасовках неожиданностью не стали».

«Для нас это не сюрприз. Continental несколько лет назад тоже уличили в манипуляциях, так что неудивительно, что и Nokian способна на подобные действия», - заявил один из редакторов TM Велиматти Хонканен (Velimatti Honkanen), который подчеркнул, что журнал и организация Test World, проводящая тесты, покупают шины в магазинах, «когда это возможно».

«Иногда шины для тестов просто еще не поступили в продажу. К примеру, результаты тестов зимних шин публикуются осенью, а проводятся весной. В этом случае нам приходится брать шины у производителей, - признал г-н Хонканен. - В то же время мы устраняем возможность манипуляций, поскольку позже мы покупаем шины у дилеров и сравниваем их с теми, что были получены от производителя. Если говорить о Nokian, то в подобных тестах, проводимых для проверки, различия между шинами действительно были».

По словам г-на Хонканена, производители могут менять состав резиновой смеси шин для тестов, а рисунок протектора не так важен. Кроме того, они могут увеличивать выступ шипов, приближая его к максимальному разрешенному значению.

Он также добавил, что на самом деле отличия между шинами производителей премиум-уровня на самом деле очень невелики. «В действительности премиальные шины очень мало отличаются друг от друга, но победитель теста может быть только один, - заявил он. - Если изменить условия во время испытаний, к примеру, температуру, то вполне может измениться и финальный рейтинг шин. Я всегда напоминаю читателям, что все шины на первых местах одинаково хороши».

Говоря о Continental, г-н Хонканен имеет в виду тесты 2005 года, когда протестированные шины оказались не полностью идентичными доступным на рынке. Результаты тех испытаний были опубликованы в TM и шести других журналах, но после дополнительных тестов выяснилось, что шины Continental ContiVikingContact 3, предоставленные производителем, обладают модифицированным составом резиновой смеси, который оптимизирован для максимального сцепления на льду в ущерб износоустойчивости. Чтобы проверить шины, TM отослал их на тесты в независимую лабораторию, где подтвердили, что вариации в составе слишком велики для серийного производства.

«Continental в течение многих лет очень успешно выступают в тестах по всему миру, и теперь невозможно оценить насколько достоверными были результаты этих тестов, - написал тогда Тимо Мякелян (Timo Mäkelän) из TM. - Мы часто сравниваем предоставленные Continental шины с теми, что появляются в магазинах, и за десять лет никаких существенных отличий не было. Однако шины, которые мы протестировали весной, значительно отличаются от доступных в продаже в плане состава резиновой смеси и внутренней структуры. Теперь сложно сказать, насколько хорошо Continental выступили бы в наших тестах, но они точно не заняли бы первое место. Если производители обманывают потребителей, отправляя на тесты шины, которые лучше коммерчески доступных, в конечном счете получается, что за публикацию недостоверных результатов тестов несем ответственность мы, и мы глубоко сожалеем о том, что дали читателям неверную информацию».

Kauppalehti также напоминает о том, что в 2012 году Nokian уже ловили на подтасовках после теста, проведенного Aftonbladet. «Нам не нравится обман, - написал тогда Роберт Коллин (Robert Kollin) из шведского журнала. - По этой причине мы проверили шины, которые заняли первые места в нашем тесте, и выяснилось, что Nokian на самом деле не заслуживают победы.

В этом году лучшими мы признали шины Hankook и Nokian, причем последние показали на удивление хорошие результаты на мокром покрытии. Настолько хорошие, что мы пообещали читателям сделать “допинг-тест”, который мы и провели в Ивало сразу после того, как растаял снег, и мы смогли купить шины в обычном магазине. Надо признать, что результаты шин Nokian оказались совсем несмешными. Разница почти в 10% явно не может считаться нормальной. Они прислали нам на тесты специально подготовленные шины? Да, Hankook тоже выступили немного хуже, но 3% еще могут считаться отличием в рамках погрешности».

«Подобный “допинг” в шинных тестах всегда был проблемой, - признал г-н Коллин. - Мы часто тестируем шины, настолько новые, что они еще не появились в продаже, из-за чего мы получаем их непосредственно от производителей. И надеемся, что они будут идентичны тем, что появятся на полках магазинов. В то же время наши надежды не раз оказывались напрасными. Чаще всего обмануть потребителей пытается Continental, и даже Pirelli присылала на тесты модифицированные шины. Nokian тоже относится к числу производителей, чьи шины мы стараемся дополнительно проверять. Не в последнюю очередь потому, что мы сотрудничаем с финской Test World, и это делает обман еще более предосудительным.

Мы сожалеем, что признали Nokian победителем нашего теста, поскольку характеристики их шин на мокрой поверхности на самом деле не так хороши. В то же время это все равно хорошие шины. Лично я купил себе Hakka Blue для своего автомобиля, и чувствую себя вполне комфортно - к тому же у них есть дополнительная гарантия. Мой друг пробил две (!) шины Hakka Blue в выбоине, и ему поменяли их бесплатно».

В финской организации Test World по поводу обвинений в адрес Nokian заявили, что на самом деле важность шинных тестов сильно переоценивают. «Шины часто могут быть очень близки друг к другу по своим характеристикам, - заявил технический директор TW Юкка Антила (Jukka Antila). - В то же время победы в тестах - это хороший маркетинговый инструмент, и производители, естественно, стремятся не упускать возможность повысить свою прибыль. Шины Nokian, Continental, Michelin, Goodyear, Pirelli и Bridgestone широко известны своим качеством, и отличия между ними в тестах часто минимальны. Иногда безразлично, выберете вы, скажем, шины Continental или Nokian, поскольку разница между ними составляет 0,1 балла, и этот результат не имеет никакого практического значения».

При этом г-н Антила подчеркивает, что TW тщательно проверяет результаты своих испытаний, поскольку шины для следующего сезона приходится получать от производителей. «Да, мы проверяем шины, после того как они поступают в магазины, - заявил он. - Иногда различия между протестированными и купленными позднее шинами приемлемы, иногда нет, и в этом случае мы принимаем меры».

Г-н Антила также добавил, что если выбросы углекислого газа, с которыми возникли проблемы у Volkswagen, можно измерить, то шинные тесты всегда были «серой зоной». «Сегодня тормозной путь может составлять 30 метров, а завтра уже 40, - сказал он. - Абсолютные значения и результаты зависят, к примеру, от температуры льда. Я бы рекомендовал сравнивать результаты нескольких тестов, чтобы выявить некую последовательность».

Эксперты считают, что бренду Nokian нанесен серьезный удар, и реакция рынка это подтверждает - акции компании после новостей о манипуляциях упали почти на 10%. «Конкурентное преимущество Nokian в большой степени основано на технологиях, сети дистрибьюции и бренде, - отметил Саули Вилен (Sauli Vilen), аналитик из Inderes. - Теперь же уровень их технологий оказался под вопросом, и это не может не сказаться на бренде. Таким образом, падение акций является вполне оправданным, поскольку это удар по бренду, и к тому же существует риск судебного разбирательства, чью возможность, впрочем, сложно оценить».

Г-н Вилен также призвал не драматизировать ситуацию, поскольку, во-первых, шинных производителей и до этого уличали в манипуляциях с результатами тестов, и во-вторых, силу бренда Nokian сложно переоценить. «Эта компания выпускает одни из лучших зимних шин, и потребители готовы платить за подобное качество, - отметил он. - Поэтому не нужно делать поспешных выводов. У Nokian действительно очень хорошие технологии, и этого преимущества они не лишились. С брендом ситуация не такая простая, поскольку пока что невозможно предсказать, как изменятся мнения потребителей по отношению к компании. На самом деле у Volkswagen намного более серьезные проблемы, и вполне возможно, что шумиха вокруг Nokian - это просто буря в стакане воды. В то же время повторю, что реакция потребителей может быть непредсказуемой».

Рауль Юва (Raul Juva), аналитик из Nordea, также отметил, что подобные обвинения не являются чем-то новым для шинной индустрии. «Судя по всему, такая практика имеет место в шинной отрасли долгие годы, - заявил он. - Я не думаю, что эта ситуация может потенциально нанести ущерб финансовому положению Nokian, и на мой взгляд, снижение курса акций компании было диспропорциональным».

Шумиха оказалась настолько громкой, что на нее начали реагировать конкуренты - 26 февраля официальное заявление насчет участия в шинных тестах выпустила компания Michelin, которая сочла нужным отметить, что «никогда не изготавливала шины специально для испытаний, проводимых журналами, автомобильными ассоциациями или любыми другими организациями».

В конечном итоге после заявлений г-на Лехторанты Nokian пришлось приносить официальные извинения.

«Мы хотели бы прокомментировать дискуссию о достоверности результатов шинных тестов, начатую в автомобильных масс-медиа после интервью генерального директора Nokian Tyres Ари Лехторанты финскому журналу Kauppalehti, - говорится в заявлении компании. - Мы сами хотели поднять эту тему, поскольку мы стремимся улучшать прозрачность и этичность нашей деятельности на всех уровнях. В прошлом, когда различные организации просили производителей присылать им шины для тестов, действия шинных компаний были сомнительными. Теперь же крупные организации покупают шины в магазинах, а также проводят контрольные тесты».

В Nokian также добавили, что совет директоров компании «никогда не реализовывал схемы с опционом на акции, чтобы поощрить сотрудников на обман в тестах, как это было описано в медиа».

«В прошлом году мы провели проверку всей нашей деятельности, - говорится в заявлении. - Сразу же после этого мы утвердили новые правила касательно шин для тестов, и теперь производить шины специально для испытаний категорически запрещено. Этот вопрос был вынесен на обсуждение в совете директоров, и тогда было решено позднее обнародовать эту информацию. Мы приносим свои извинения и сожалеем об ошибках, которые мы совершили в прошлом».

я хочу Подобрать
  • Шины
  • Диски
  • По авто
  • Масла, тех. жидкости
/
R

Отзывы о магазине ПитСтопУрал

Быстрая доставка, без всяких проблем! Хорошее приятное общение с менеджером.

Буду советовать всем друзьям пользоваться вашим интернет-магазином! Себе тоже оставлю на будущее общение с вашим магазином. Большое спасибо!

Быстрота обработки заказа!

Отличный магазин всем рекомендую!

качество супер дорогу держит идеально

Все отзывы о магазине